Интересные ссылки
Носить Молвинец советуют публичным людям, вынужденным часто выступать перед толпой.

Космические посредники: планеты, числа и цвета

Планеты. Небесные тела, звезды и планеты играли тем более важную символическую роль, что все, касающееся неба, носило священный характер; закономерность их движения всегда привлекала внимание астрологов, ставших первыми математиками.

Звезды, впрочем, продолжают пользоваться некоторым престижем, если верить народным симпатиям, окружающим звезды (stars) нашей современности. И не только в примитивном иудаизме, согласно которому ангел бодрствует с каждой из них.

Полярная звезда, играющая роль перводвигателя, вокруг которого вращается небесная твердь, очень рано стала преимущественным символом. В Китае с ней сравнивали мудрецов, в других преданиях она была небесным гвоздем, пупком мира, опорой солнца.

Пятиконечная звезда, или пентаграмма, издавна считалась образом микрокосма человека, это значение унаследовала пылающая звезда масонства. Помещенная между угольником, измеряющим землю, и циркулем 

измеряющим небо, пентаграмма стала символом возрожденного человека, мастера, посвященного в таинства и стоящего в мастерской на страже порядка. На мозаиках Помпеи, несомненно, по догадке зодчего, в углу под крышей выложен пятиугольный череп, поддерживаемый крылатым кругом, - обещание воскрешения после смерти.

Пентаграмма, будучи тайным опознавательным знаком пифагорейцев, с математической точки зрения соответствует иррациональному числу, золотому сечению, выраженному средней величиной пропорции (1,618), которое Пачиоли, друг Леонардо да Винчи, назвал «божественной пропорцией». Она определяет идеальное соотношение частей человеческого тела, разделенного пупком в соответствии с этим сечением. Кроме того, она управляет логарифмической спиралью роста, в зависимости от которой развитие живых существ не видоизменяет их.форм.

Что касается шестиконечной звезды, зовущейся «щитом Давида», - это эмблема иудаизма, знак мира и равновесия, помещенный на официальное знамя Израиля.

Мы уже говорили о символическом языке двух светил солнца и луны. Он восходит к самой далекой древности; это относится и к другим пяти планетам, известным Халдее и Египту. Удивительная в наше время любовь к астрологии избавляет нас от необходимости доказывать изначальную потребность человека заниматься этими вопросами, и мы ограничимся тем, что отметим соответствие этих планет библейской ангелологии.

К Солнцу привязан Архангел Михаэль, к Юпитеру -Захариэль, к Меркурию - Рафаэль, к Луне - Габриэль, к Венере - Амаэль, к Марсу - Самаэль, к Сатурну - Орифиэль. Принимая ангелов, христианство отвергло их связь со светилами, и только алхимия возродила взаимозависимость между 7 планетами, 7 человеческими способностями, 7 добродетелями, 7 пороками. Солнцу приписывалась воля, любовь к ближнему и гордость, Луне - воображение, вера и лень, Меркурию - разум, воздержание и зависть, Венере - любовь, надежда и сладострастие, Марсу - деятельность, сила и гнев, Юпитеру - обходительность, справедливость и обжорство, Сатурну - рассудительность, осторожность и корыстолюбие.

Солнце в своем видимом пути через созвездия ежегодно следует путем, именуемым эклиптикой, - посередине линии, опоясывающей зону шириной в 17 градусов, определенной зодиаком. Древние делили эту зону сначала на 8 секций, затем на 12 (в соответствии с 12 месяцами в году) и дали им имена заключенных в них созвездий. Греческие астрологи приписали каждое из таких созвездий к одному из 12 великих богов их Пантеона, что преобразовало эту космографию в типологию. Знаку Овен соответствует Афина Паллада, осуществленное знание; Тельцу - Афродита, неизменное плодородие; Близнецам - Гермес, рациональный ум; Раку - Зевс, первоначальное творение; Льву -Аполлон, сила покровительства; Деве - Деметра, аналитический ум; Весам — Гефест, взвешенное суждение; Скорпиону - Арес, революционная трансформация; Стрельцу - Артемида, подчинение принципам; Козерогу - Гера, политическое устройство; Водолею - Гестия, интуитивный ум; Рыбам - Посейдон, социальная самоотверженность.

Числа. Понятие число должно было родиться от созерцания совокупности идентичных объектов или предметов, имевших некий общий характер, что подстегнуло мыслительный аппарат первобытного гения рассмотреть их как суммарное повторение одного и того же предмета. Это было первое применение теории групп. Для счета долгое время пользовались 

камешками (галькой - calculus) как элементами простых вычислений, используемыми в Китае с той же целью до сих пор, а игра наших детей в шарики является их пережитком.

Приступая к символике чисел, отметим, что понятие о группе, являющееся путеводной побудительной причиной нашего исследования, может облегчить его понимание и, в свою очередь, дать новые познания в этой области. Вначале следует указать на двойственность природы чисел, проявляющих и некоторые добавочные качества. Нужно различать их по основным показателям количества или по порядковым - качества; это различие внешне элементарно, однако в крайних обстоятельствах может завести далеко. Следует также отметить, что «ноль» является не числом, а отправной точкой любого счисления, начиная от единицы, и символом универсальных возможностей.

Единица, 1, всегда считалась символом Сущности, персонального Бога, что не означает «единственный», а просто первый в иерархии власти. Верующий математик мог бы выразить это всемогущество равенством вида 1 = ∞, то есть Сущность равна бесконечности, что является качественной истиной, которую, вероятно, можно считать количественным абсурдом. Теология отрицания могла даже пойти дальше и предложить другое, еще более1 абсурдное равенство: ∞ - 0, то есть бесконечность равна Небытию, что равносильно тождеству Бога с суммой возможного, как уже доказал Лейбниц.

Следовательно, как мы понимаем, атеист и верующий могли бы согласиться с этими двумя равенствами, придавая их членам противоположное значение и рассматривая их либо как тождество, либо как классификацию. Тем не менее, когда в колледже в прежние времена первому ученику класса ставили высшую оценку 20, мы могли бы осветить этот факт, как равенство 1-20.

Приступая к разбору символического языка чисел, мы должны, следовательно, прежде всего, делать различие между этими двумя противоположными языками, которые очень часто смешивают. Так, цифра 2, которая количественно представляет собой удвоенную единицу, с качественной точки зрения всего-навсего одна из его половинок, которые нужно соединить, чтобы получить ее, что выражается равенством 2x1/2 = 1. Подобную операцию можно было бы проделать с любым другим числом, например, с 1000; тогда равенство выглядит как: 1000 х 1/1000 - 1. Это означает, что чем больше рассматриваемое целое, тем меньше значение каждого элемента. Свобода каждого уменьшается пропорционально числу участников.

2 выражает двойственность, полярность, сексуальность, разделение единицы на мужское и женское начала, активность и пассивность, инь (yin) и янь (yang).

3, триада, усиливает дальнейшее разделение единицы и составляет первооснову ее проявления в качестве утроенного элемента, триады или Троицы. Она представляет собой продуктивный аспект еще неоплодотворенной двойственности, дитя двух или, рассматривая три уровня одного и того же случая, душу духовную (neshamah), душу мыслящую (rouach) и душу животную (nephes).

В 4, тетраде, мы сталкиваемся с экспансией единицы, поскольку четвертое число является числом проявления Слова во всех 4 направлениях пространства, всех 4 элементах, всех 4 временах года, всех 4 возрастах жизни, всех 4 типах темперамента. 4 - это квадрат и крест, квадратура круга: 10 = 4 + 3 + 2 + 1 — и циркуляция четверти круга: 1 + 2 + 3 + 4 = 10, пифагорейский «tetractys».

5, пентакль, представляет собой шар (глобус), материю и жизнь, поскольку состоит из первого четного и первого нечетного чисел: 2 + 3, то есть самца и самки.

Это все 5 элементов (огонь, воздух, земля, вода и эфир), все 5 чувств, все 5 пальцев руки, все 5 традиционных планет, не считая двух светил, другими словами, это пифагорейская пентаграмма, которая напоминает о золотых пропорциях, представляющих идеального человека, и множество других древнекитайских исчислений, связанных с числом 5.

6 — это макрокосм, мир, сотворенный за б дней, стабильность, равновесие, «natura naturata», б направлений пространства (4 основных горизонтальных, зенит и надир). Это - красота мира и его гармония, представленная планетой Венера, 6 цветов (три первичных: голубой, желтый, красный и три производных: зеленый, оранжевый и фиолетовый). Это - печать Соломона и Человек всемирный.

- это число невинности, формирования, существования, это 7 планет, 7 дней недели, 7 нот гаммы, 7 ступеней познания (trivium и quadrivium), 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа, 7 мудрецов Греции. Суббота (sabbat) - седьмой день (день отдохновения) и у евреев число 7 символизирует союз с Богом.

- это октава, осуществление, равновесие, отдых, абсолютное согласие, весы каббалистов, крещение христиан, промежуточный мир между окружностью неба и протяженностью земли, конечная точка проявления.

9 - это множество, возвращение, классификация.

10    - это вселенная, сумма, число чисел. Есть 10 сефирот, 10 имен богов, 10 пальцев рук. Есть 10 схоластических признаков (вещество, качество, количество, положение, место, время, связь, облик, действие, пристрастие). Это - число окружности и ее центр, пифагорейский tetractys (1 + 2 + 3 + 4-10). Это - основное число, которое почти все народы, использовавшие 0, как то: египтяне, греки, индусы, китайцы, японцы - применяли в своих расчетах.

11      - это грех, по словам святого Августина, поскольку он привязывается к двойным числам (11 – 1 + 1=2). Это также «главный союз» неба (5) с землей (6). 11 со своими кратными 22 и 33 являются масонскими числами.

12     - это синтез двенадцатеричной и циркуляторной
систем. Есть 12 знаков Зодиака, 12 великих божеств
античной мифологии, 12 учеников Христа, 12 пэров
Франции, 12 рыцарей Святого Грааля, 12 месяцев го-
да, 12 библейских ангелов, 12 колен и 12 патриархов
Ветхого Завета, 12 часов дня.

20 - согласно Аристотелю, число изменения; вместе с 2, числом локального движения, и 1000 (число роста) составляет 1022, которое мудрецы Египта, по словам Данте, считали числом неподвижных звезд.

50 - это число юбилея, иначе говоря, 7x7 = 49 является годом субботним (когда положен отдых), а 49+ 1-50 юбилейным.

60 - основа Вавилонского счета. Это - число идеальное и циклическое, заключающее в себе шестидесятеричную, двенадцатеричную и десятеричную системы одновременно. Оно приобретает смысл, если мы заметим, что год состоит из 6 месяцев по 60 дней в каждом.

64 - является числом символов «Yi-King», 100 числом завершенного цикла, а 1000 - числом множества.

Цвета. Существует 6 цветов, что хорошо известно художникам и фотографам, а вовсе не 7, если только к ним не прибавить белый, являющийся их синтезом. Три первоначальных - синий, желтый и красный; три прочих - производные от смешения первоначальных: зеленый (синий и желтый), фиолетовый (синий и красный) и оранжевый (желтый и красный). Если мы распределим все 6 цветов по кругу, белый окажется в центре, а черный вокруг. Что касается их символического 

языка, на Западе красный - это цвет животного царства (Адам означает «красный»), зеленый - цвет растительного царства, а белый - царства минералов, хотя в Китае красный противопоставляется черному, как огонь воде, а белый   зеленому.

Двойственность цветов и их дополнительность проявляются вместе с противопоставлением друг другу белого и черного, света и тени, дня и ночи. Например, в индусской Гите (Gita) имя героя Арджуна можно перевести как «белый» и «Я», Кришна же - как «черный» и «Сам».

Белый приписывается солнцу, это предел цветового синтеза. Он - символ смешения, перехода между двумя состояниями или двумя моментами; в античности переход от юности к возмужалости отмечался ношением белой тоги; переход от положения соискателя к положению утвержденного кандидата также в прежние времена сопровождался переодеванием в белое; это переход от жизни к смерти; у древних белый считался цветом траура, как в Китае, цветом крестильных рубах и саванов.

Черный - это изначальный мрак, состояние принципа непроявленности, но также (в ином плане) и цвет внешнего мрака. Он символизирует смерть, пассивность, покорность, траур, подобный покрывалу, накинутому на головы приговоренных к смерти, парусу корабля Тристана, одеяниям кружащихся дервишей, которые скидывают его после танца, чтобы одеться в белое.

Черный - это еще и цвет богинь хтонических (chto-nius), темных Дев, камней, посвященных Кибеле, черных, как камень Каабы (Ка’bа). Джелал-эд-дин Руми сравнил этапы развития внутреннего мира суфиев с хроматической шкалой от белого к черному через красный, как в алхимии, когда алхимический черный представляет собой возврат к холодному и равнодушному хаосу, пройдя предварительно через освобождение от красного.

Символический язык цвета имеет астрологическую подоплеку. Марсианский «красный» может быть как дневным, так и ночным. «Красный» дня - мужественный to центробежный, это жизненная сила триумфального эроса, воинская доблесть, богатство и любовь. Пурпур носили византийские императоры и римские патриции, впоследствии его унаследовали кардиналы. «Красный» ночи - женственный и центростремительный; это цвет огня в центре земного шара и в алхимической печи. Это - цвет маточной крови.

Существует желтый цвет солнца. Это - символ молодости и силы, как и золото, в которое облачались императоры и короли. Но желтый луны, бледное золото, считается символом непостоянства, зависти, измены и предательства.

Синий юпитерианский - цвет сдержанности и глубины, цвет воздуха, вакуума, цвет истины у египтян. Светло-голубой вызывает чувство нереальности дневных мечтаний, а темно-голубой, близкий к черному, — образ ночных грез. Кроме того, это чистота и непорочность божественного покрова, подобного покрывалу Девы.

Зеленый венерианский - цвет посредничества растений, цвет очистительных вод возрождения. Поскольку прозрачная вода зелена, изумруд вносит свою лепту в сияние благородного металла.

Фиолетовый сатурнианский - цвет мучеников, цвет рясы епископов и траура вдов.

Оранжевый меркурианский - цвет интеллекта и воздержания.