Интересные ссылки

Вилы

"Все сладостней, все светлее, вереницей прелестной и манящей, словно виллисы фантастической легенды, парящие над месяцем в теплую майскую ночь, тянулись перед ним задушевные, чудесные видения.."

Болеслав Маркевич (1822-1884)

Из глубокой славянской древности (культ вил известен по болгарским источникам с XIII в.) идет представление о прекрасных девах — вилах, рождающихся от утренней росы или из травы. По другому поверью, это — девы, умершие невестами, женские духи.

Вилы — очаровательные девушки, одетые в волшебные платья или в светлые покрывала, иногда с золотым поясом и с короной на голове. Кто отнимал у них платье, тому они подчинялись.

Тела этих юных дев прозрачны и легки, очи блестят, как молнии, длинные волосы распущены по спине и груди.

Вместе с тем, вилы часто имеют демонические черты: ослиные, конские, коровьи или козьи ноги с копытами, которые они скрывают под длинной белой одеждой.

Крылья вил — средоточие их сверхъестественной силы. Вилы легко, как тени, как птицы, летают по воздуху. Но если отнять у вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами.

Место их обитания — удаленные от людей горы, скалы, горные озера и источники. Живут вилы часто общинами, могут иметь свою предводительницу. Особое значение придается их связи с водой: вилы появляются из воды; многие источники и водоемы считаются принадлежащими этим существам. Вилы скрывают и берегут свои жилища и жестоко наказывают тех, кто в них проникает.

ТЕРЕМ САМОВИЛЫ

Возводила самовила,

Возводила стройный терем,

Между небом и землею

Возводила, в черных тучах.

Как она столбы вбивала,

Что ни столб — юнак пригожий,

Как закладывала стены,

Бревна — девы-белолички,

Как стропила городила

— Черноглазые молодки.

Крыла кровлю, но не тесом,

А младенцами грудными,

А старушки в белых юбках

Стали кольями ограды,

А дверными косяками

Старцы с белой бородою.

Но семидесьти младенцев Недостало самодиве,

Чтобы свой достроить терем.

И послала самовила,

В Прасково наказ послала,

В Прасково наказ крестьянам:

"Дайте, прасковцы, мне выбрать

В людных селах придунайских

Семьдесят грудных младенцев,

Чтобы свой достроить терем!"

Собрались тогда крестьяне,

Собрались да порешили:

Не позволим самовиле

Забирать детишек малых

В людных селах придунайских.

Пусть туда приходит с бурей,

Там ей хватит стройных елей,

Стройных елей, крепких сосен,

И пускай свой терем строит!

Осерчала самодива,

Налетела на танину,

Три дня дует, три дня валит,

Наломала стройных елей,

Стройных елей, крепких сосен

И достроила свой терем.

(Мифологическая песня южных славян)

Люди могут увидеть вил на опушке леса, на берегах рек, на пепелище, на деревьях. Время их появления и встречи с человеком — ночь, сумерки, предрассветные часы, новолуние или полнолуние, но чаще всего они появляются весной и летом и по большим праздникам.

При всей своей легкости и невесомости вилы отличаются большой силой. Они знают обо всех полезных свойствах растений и считаются их покровительницами. Особенно любят вилы музыку. Они постоянно поют, водят хороводы, играют. Там, где они танцуют, вырастают кругами грибы, редко или, наоборот, буйно растет трава. Вилы обожают купаться, умываться, расчесывать волосы. Они часто ездят верхом на лошадях и оленях. Питаются вилы медом и молоком, доят коз; пекут хлеб в пещерах; едят ту еду, которую человек спрятал.

В целом, вилы добры к человеку. Люди верили, что они приносят счастье, урожай, одаривают людей золотом, серебром. Часто вилы помогают в хозяйственных делах, заботятся о детях, лечат, врачуют раны. К вилам обращаются с заговорами: к дереву вил — боярышнику — приносят чашу вина и просят спасти больного.

Вместе с тем, вилы могут вредить людям, наказывать их за причиненный вред или неправедное поведение. Так, они могут насылать болезни, калечить или даже убивать людей. Вилы отличаются завистливостью и мстят людям за красоту, хороший голос. Они могут отнять урожай, иссушить поля, убрать воду, навредить скоту. Чтобы не пострадать от вил, людям полагалось соблюдать определенные правила: не пить воду, набранную после захода солнца, не наступать на то место, где вилы водили хороводы.

САМОАИВСКОЕХОРО

ОднаЖды караван дровосеков отправился по дрова и в одном месте был застигнут темнотой. Пустили волов пастись, собрали хворост и развели огонь. А как поуЖинали и поговорили, легли спать. Всякий знает, что, до того как запоют петухи, нельзя отправляться в путь, потому что есть самодивы, самовилы, оборотни и много других недобрых сил, которые могут причинить зло человеку. Вздремнули немного, и один из них проснулся и увидел, что взошла утренняя звезда. Он подумал, что они опоздали, и разбудил других Запрягли и поехали Но еше было не время для того, чтобы ехать, петухи еще не пропели Ехали, ехали, добрались до одного самодивского игрища. Там услышали барабаны изурны, услышали пляски и крики Сперва они подумали, что едет свадьба, везут девушку, но потом увидели, что ошиблись, и поняли, что тут дело нечисто - это самодивское хоро. Ударили волов, чтобы шли поскорее, а за ними - смех, визг, хихиканье.

Миновали лоЖбину, поднялись наверх, 3а ними - никого, проехали еще немного и оказались у дола, у реки Вокруг было тихо. Стали переезЖать реку, и волы, как и всякая скотина, начали пить воду. В караване был и молодой парень. Он спросил: "Эй, дядя, что это было 3а хоро, визг, хихиканье позади нас?" - "Молчи сынок! -ответил тот. - Не знаешь что ли, что это было самодивское хоро?"

Как только сказал он эти слова, увидели, что у омута полно голых Женщин: купаются, хихикают, хохочут, возятся как сумасшедшие и выкрикивают человечьи имена. Путники гонят волов, но волы едва идут. Голые Женщины бегут, скачут позади каравана, зовут их и хохочут. Еле вытащили телегу из реки и поехали по дороге.

Утром всех залихорадило, и все до одного умерли Оттого та Звезда зовется "ЛЖекараван", потому что обманывает путников, и они погибают.

В южнославянском фольклоре вилам посвящено множество песен и быличек. В одних рассказывается о замужестве вилы. Молодой человек выкрадывает у вилы одежду, корону или крылья и делает ее своей женой. Вила обманом возвращает себе краденое и улетает. В других рассказывается о рождении юнака* от вилы; о виде, исцеляющей раны; о виле, вскармливающей ребенка; о пастухе, убивающем виду.