Интересные ссылки

Мышь

Сорок мышей несут по сороку грошей, a две мыши поплоше несут по два гроша; сколько будет?

(Загадка)

Это нечистое животное считалось созданием дьявола. Мышей и крыс народная традиция относит к "гадам": их называют "гадом", "гадиной", "поганью". Не любят в народе мышей; да и как любить этого маленького серенького зверька, если в иную пору мышиный народ чуть ли не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает? Вот и говорят, что на всякую тварь Бог дает хлебушка, лишь на такую нечистую, как мышь, не дает.

Сказания о небесных мышах, являющихся во время бурных, опустошительных гроз, впоследствии перешли на обыкновенных полевых мышей, которые нередко целыми стаями нападают на хлебные поля, скирды и житницы и поедают зерно. Чрезмерное размножение полевых мышей приписывали злому влиянию колдовства. Ведуны и ведьмы нарочно разводят их и напускают в дома.

Чехи считали мышь созданием черта. В начале мира, когда выросла и созрела первая жатва, черт сотворил этого хищного зверька и приказал ему истребить весь хлеб. Бог, чтобы разрушить дьявольские козни, тогда же сотворил кошку.

Старинные чешские хроники упоминают о том, что современники полагали, будто бы мыши зарождаются от грозы. Да и позже чехи верили, что полевые мыши ниспадают 

при начале весны с месяца, или появляются от дождя в Петров день.

Миф о мыши-молнии, грызущей корабль-облако, уцелел в средневековой переделке Ветхозаветного сказания о потопе.

Льявол прокрался в ковчег, и желая окончательно погубить людской род, оборотился мышью и стал грызть дно корабля Тогда, по молитве Ноя, выскочили из ноздей льва пес и кошка и удавили нечистого.

Другая старинная легенда рассказывает, что во время Всемирного потопа мышь прогрызла дыру в ковчеге, которую кошка заткнула своим хвостом.

Если в выкопанной могиле обнаруживали мышь, то это означало, что покойник был колдуном, и что злой дух в облике мыши вышел навстречу умершему колдуну, чтобы забрать его душу. По поверью, если оставить на ночь недоеденный хлеб, то души умерших предков, принявшие вид мышей, придут им полакомиться. Если кошка поймает такую мышь, то это грозит неисчислимыми бедствиями всем домочадцам за гибель предка.

Не перечесть примет, связанных с этим маленьким зверьком: если мыши покидают дом — быть пожару. Мышь, оказавшаяся за пазухой, сулит большую беду. Человек, которому мыши прогрызут одежду или обувь, вскоре умрет. Если мышь прогрызет верхнюю корку каравая, будет высокая цена на хлеб, если нижнюю — хлеб будет дешевым. Мышиные гнезда на поле близко к колосу предвещают сырую осень. Мышей больше в сырой год, а зайцев — в сухой. Мыши одолевают — к голоду. Если приобретенный купцом товар попортили мыши, то продать его можно будет скорее и выгоднее. Женщинам запрещалось брать в руки или убивать мышь, иначе не уродится хлеб. Беременной женщине нельзя отказывать ни в какой просьбе, иначе у того, кто откажет, мыши прогрызут одежду. Невесте полагалось ехать к венцу натощак, чтобы мыши ничего не прогрызли в доме.

Существовало множество магических способов изгнания мышей. Для этого обходили вокруг дома с освященной пасхальной едой и разбрасывали скорлупки пасхальных яиц по углам избы. На Рождество запрещалось вынимать одежду из сундуков, чтобы мыши не наносили ущерб в хозяйстве. В течение всего святочного периода мышей называли не иначе как "панночками", а в некоторых местах вообще никогда не упоминали о них за едой.

Чтобы мыши не поели зерно, снопы с поля начинали свозить в овин в тот день недели, на который пришелся в этом году праздник Благовещения. Везли снопы поздно вечером или ночью, когда люди спят, причем всеми способами старались сделать так, чтобы не встретить по пути женщину. По дороге сквозь спицы колес бросали камни. Раздевшийся донага мужчина ставил в овине снопы с первого воза. Мышам оставляли зерно на дне телеги или опрокидывали набок первый сгруженный сноп.

Оберегом от мышей считалась палка, которой до этого удалось разнять ужа и гадюку. Ее ставили в овин. В некоторых местах под снопы стелили ольховые ветки, а на дно сусеков клали ветки бузины. У южных славян оберегам от мышей посвящены специальные "мышиные дни".

Народные суеверия говорят о том, что существует определенная связь между мышами и человеческими зубами. Первый выпавший у ребенка молочный зубик бросали за печь со словами: "Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а мне дай костяной". Верили, что если мыши поедят неубранные остатки ужина, то у хозяина будут болеть зубы. И, наоборот, от зубной боли ели хлеб или сыр, поеденные мышами. Распространенным способом лечения грыжи было пустить мышь "на грыжу", чтобы она укусила за это место, или прокалывали мышь, продевали сквозь нее нитку или шнурок и подпоясывали им больного. Больного чесоткой натирали пеплом от сожженной мышиной головы.