Интересные ссылки

Сокол

Сокол считался мифопоэтическим воплощением небесных стихий. Его боевитость, победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником всегда восхищала людей. Также, как и орел, сокол является символом мужественной красоты, отваги, удальства. Во многом их образы сходны между собой - до того, что в народной поэзии существует даже сокол-орел, как бы одна двойственная птица:

Ой пиду я лужком, бережком,

Чи не зостринуся з орлом-соколом.

Соколоньку ясный, ой, ти орле мий,

Чи не плаче, чи не тужить дивчина по мини ?

Однако, если глубже проанализировать эти образы, можно найти между ними отличие. Образ орла более суров и мрачен. В некоторых песнях орлы представляются терзающими тело убитого воина, тогда как соколу никогда не приписывались подобные действия.

В славянских народных песнях часто проглядывает древнее мифологическое значение сокола. Можно с большой вероятностью утверждать, что в глубочайшей древности эта птица уже стала определенным мифическим образом. У древних индийцев птица изображала солнце, и этой птицей был именно сокол. И у древних персов сокол являлся мифической птицей: он помещается на одном из двух всемирных деревьев — на дереве, из которого происходят семена всех деревьев в мире. Сокол пребывает на этом дереве и разносит с него семена, передавая их дождю для оплодотворения. Возможно, что древняя мифическая птица солнца и животворной силы разбилась на два разных образа: сокола и орла. На Востоке ясно прослеживается древнее значение сокола, в Греции мифической птицей Зевса был орел, У славян — сокол-орел.

В русских песнях и сказках сокол пользовался большим почетом. Его называли не иначе как "млад — ясен сокол"; 

величали этим же именем и красавцев добрых молодцев. Эта птица символизировала образ богатыря.

"От соколиного глаза никуда не укроешься!" — говорят в народе о зоркости соколиных очей. Отмечалось и то, что эта птица быстра, как свет или молния.

Былинный богатырь Волх Всеславьевич при охоте на птиц превращался в быстрого сокола.

Дружина спит, так Волх не спит: Он обвернется*ясным соколом, Полетел он далече на сине море, А бьет он гусей, белых лебедей. А и серым малым уткам спуску нет...

Превращался Волх Всеславьевич в ясного сокола и устремлялся в жестокий набег на царство Индейское.

Обернется Волх ясным соколом, Взвился он высоко по поднебесью, Полетел он далече во чисто поле, Полетел ко своей ко дружине хороброй.

Сказочные герои также обращаются в соколов, чтобы мгновенно преодолеть немыслимые расстояния, обрушить внезапный удар на лютого врага, незаметно появиться перед красной девицей.

На зиму птица молнии и небесного огня "умирает", а с приходом весны вновь возвращается к жизни. Этот мотив отражен в сказке об одном из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок Финисте-Ясном Соколе. Он просыпается от долгого сна благодаря ласковым словам героини и упавшей на него слезы, снимающих злые чары колдуньи (зимы). В имени персонажа явственно слышится отзвук искаженного греческого слова "Феникс" — так, в древнегреческой мифологии называется птица, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сгорает в том огне сама, чтобы потом возродиться из пепла.

Каждая девушка на Руси гордо и ласково называла своего возлюбленного: "Сокол мой ясный!"

Аист

Аист в народных представлениях являлся особо почитаемой птицей и наделялся человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах аист обычно выступает в качестве охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти — змей, жаб, насекомых и нечистой силы.