Интересные ссылки

Воробей

Воробей всегда служил символом проворства и ловкости. В народном представлении с ним связывается мотив воровства — все-то он норовит зернышко из-под самого носа утащить.

Легенды рассказывают, что воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, а потом приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал "терпи, терпи!" или "жив, жив", призывая продолжать мучить распятого Христа. За это Господь проклял воробья, и с тех пор истребление воробьев не считается грехом. В наказание воробей стал серым и маленьким. Лапки у него как будто связаны невидимыми веревочками, потому воробей не ходит, а скачет.

Другая легенда гласит, что это птицы заковали лапки воробья в оковы в наказание за воровство или связали их за провинность во время выборов птичьего царя.

Велико число поговорок и примет, в которых присутствует воробей: В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит. (Дмитриев день, 26 октября/8 ноября; поминальный день.) После солнцеворота, хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. (12 декабря/25 декабря — день Спиридона-солнцеворота.) Осенью воробей богат. Воробьи щебечут к дождю.

Народные приметы, связанные с воробьем, как правило, не сулят ничего хорошего: пролетевший с чириканьем над головой путника воробей является вестником неудачи; если воробей влетит в окно — жди большой беды или покойника. Верили, что облик воробья может принимать злой дух, приносящий своему хозяину деньги.

Во многих славянских местностях существовал обычай разговляться на Рождество печеным или вяленым воробьем для того, чтобы в новом году приобрести воробьиное проворство, легкость и живость. Часто перед тем как съесть 

воробья, дотрагивались им до рогатого скота, чтобы и скот, и те, кто это делает, были такими же проворными и легкими, как воробей.

Для того чтобы летом воробьи не ели в поле зерно, существовал обычай под Новый год ловить воробьев и бросать их живьем в печь либо грозили припечь воробью клюв.

Девушки под Новый год гадали о замужестве, бросая воробья в печь: если он вылетит из огня, то и девушка "вылетит" из родного дома замуж. По старинным поверьям, чтобы поймать воробья, нужно знать такую минуту в новогоднюю ночь, когда воробьи бывают слепы и глухи. Узнать же об этой минуте можно, если тайком подслушать разговор скота в эту ночь, зарывшись в хлевном навозе. С мотивом ловли воробьев связаны у славян многие шутки и забавы. Например, польская новогодняя забава "нагонять воробьев": желая подшутить над кем-нибудь, ставили этого простака с мешком в руках под крышу и обещали нагонять сверху воробьев. Вместо этого бедолагу с крыши обливали водой.

Или полесский святочный обычай "гонять воробухы": во время ужина все члены семьи закрывали глаза, а кто-нибудь ударял ложкой по лбу одного из сидящих, и тот должен был отгадать, кто его ударил. Делалось это для того, чтобы летом воробьи не ели ячмень.

Великое множество обычаев было направлено на то, чтобы сделать воробья не столь прожорливым летом. С этой целью под Новый год их сжигали или сушили в печи, потом толкли в порошок, а весной этот порошок или пепел смешивали с зерном и использовали при первом посеве. Под Новый год девушки верхом на метле объезжали вокруг своей усадьбы. Чтобы воробьи не заметили посевов, не знали ,р них, в Рождество этих птиц называли "слепцами" и топили печи до самой зари, чтобы воробьи не видели дыма.

А сколько зароков соблюдалось во время посева: сеяли молча, до рассвета или после захода солнца, либо сеяли, держа зерна во рту, в Страстную ("Тихую") пятницу. Голыми обегали грядки подсолнухов, держа хлеб, который случайно забыли вынуть из печки. Считалось, что усмирению воробьев способствуют предметы, побывавшие в контакте с мертвыми: поле старались окурить дымом от стружек из старого гроба, при севе добавляли в семена песок или землю, взятые с могилы.

У славян существовали поверья о том, что в одну из летних ночей воробьи исчезают с полей и слетаются все в то место, где черт меряет их огромной меркой. Воробьев, которые переполняют эту мерку, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся в мерке оставляет себе, ссыпает чертям в пекло или же убивает. На Киевщине такую ночь называли "воробьиной" и считали, что она бывает в ночь на 1 сентября. Вообще, у славян Воробьиной, или Рябиновой, ночью называли ночь с сильной грозой или с зарницами и верили, что это время разгула нечистой силы. Воробьиной ночью называли осеннее равноденствие (10 сентября).

Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь, (И. С. Тургенев. "Первая любовь")

В фольклоре воробей наделяется мужской брачной символикой. В свадебных песнях жених уподобляется воробью. В шуточных песнях часто используется мотив женитьбы воробья на галке или сове. В сонниках ловля воробья предвещает любовные отношения. Чтобы жена любила мужа, ей давали съесть воробьиное сердце. В загадках воробей описывается как "маленький мальчишка в сером армячишке". В сказках встречается сюжет обращения мужа в воробья.