Интересные ссылки

Береза

Во поле березынька стояла, Во поле кудрявая шумела. Люли-люли, стояла; Люли-люли, шумела!

Одним из самых почитаемых деревьев у славян была береза. Однако в народной традиции к этому дереву наблюдается двойственное отношение. Оно может выступать и как "счастливое" дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших. Эти поверья о полезных и вредоносных свойствах березы существуют и у восточных и у западных славян. В Польше березу считали вместилищем духов — потому-то в нее так часто бьет молния. В других местах она почиталась как "счастливое" дерево, приносящее здоровье и добро.

Береза издавна почиталась славянами, ее связывают еще с древними берегинями. Это дерево стало олицетворением света, чистоты, плодородия и женского начала. Важное значение березы подчеркивается частым ее использованием в праздничных ритуалах. У восточных славян широко известны Троицкие обряды с растущей или срубленной березой; их обычно совершали девушки и женщины. Они шли в лес, выбирали молоденькую березку, украшали ее, развешивая на ее ветвях венки, устраивали под березой совместное угощение, водили хороводы, гадали. Затем со срубленной березой ходили по селу и, завершая обряд, бросали березку в воду, в овраг, в костер ("хоронили" ее). Эти дни являлись настоящим праздником белокудрявой красавицы лесного царства, в честь березки поются в Зеленые Святки особые песни.

Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза моя кудреватая! Стоишь ты, березонька, Осередь долинушки, На тебе, березонька, Листья бумажные, 

Под тобой, березонька, Трава шелковая, Близ тебя, березонька, Красные девушки В Семик поют, Под тобой, березонька, Красны девушки Венок плетут. Что не белая березонька К земле клонится, Не шелкова травонька Под ней расстилается, Не бумажны листочки От ветру раздуваются — Под этой березонькой, Под этой березонькой С красной девицей Молодец разговаривает.

 

 Да уж вы, милые девушки мои,

Да вы, подруженьки мои!

Да вы зачем меня да раздеваете?

Да чем же, чем же вам да разглянулася ? »      

Да я кудрявая, да я нарядная была,

А теперь, березынька, да оголенная стою.

Все наряды мои да подаренные,

Все листочки мои, да вы свернулися!

Вы, подруженьки мои, да отнесите вы меня,

Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю

И поплачьте надо мной да над березынькой!

Ветки березы, особенно те, что были использованы в троицких или других календарных обрядах, расценивались в народной магии как надежный оберег. У всех славян существовало поверье, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града. Если их воткнуть посреди посевов в поле, то они отгоняют грызунов и птиц, а брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц.

Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над входом в хлев, чтобы не дать возможность ведьмам проникнуть туда и навредить животным. На рога коровам нацепляли березовые венки — для защиты от ведьм. У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. На березе писали и приколачивали к деревьям прошения Лешему: вернуть заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотника дичь, помочь не заблудиться в лесу при сборе ягод и грибов.

Славяне вообще считали березу главным, Мировым деревом, опорою всей земли, о чем и говорится в старинном заговоре: На море, на океане, на острове Буяне, стоит белая берега вниз ветвями, вверх кореньями...

Так же чтили в этом дереве женского духа Березу, покровительницу юных дев. Женская символика березы проявляется и в свадебных обрядах. В обрядовых приговорах во время сватовства береза и дуб выступали как символы невесты и жениха: "У вас есть береза, а у нас дуб... " Веря в магическое исцеление, носили девочек к березе, а мальчиков — клубу.

Действенным приемом лечебной магии издавна считалось хождение к растущей березе. Чтобы "передать" ей болезнь, под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. Мотив угрозы по отношению к болезни звучит в тексте заговора от грудной жабы: Брошу Жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило. Русские крестьяне обращались к березоньке с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая не отпускать их до тех пор, пока болезнь не отступится от человека.

В христианских народных легендах береза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Пятницу от преследований черта (русское поверье); или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское поверье).

Русская сказка говорит о прекрасной царевне, превращенной чертом в березу: когда явился избавитель и начал отчитывать красавицу, в первую ночь она выступила из дреосвободилась от злого колдовства.

Свою любовь к белоствольной красавице русский народ выразил во множестве песен и загадок, посвященных березке-березыньке: нашел я древо, uз этого древа выходят четыре дела: первое дело — слепому посвеченье (лучина); второе дело — нагому потешенье (веник в бане на полке); третье дело — скрипячему помоЖенье (береста, деготь для телеги); четвертое дело — хворому полегченье (березовый сок).

Нет счета народным песням, величающим березку: "То не белая березынька к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются... ". "Вечор моя березынька, вечор моя кудрявая, кудрявая, зеленая, ах мелколистная, вечор моя березынька долго шумела, долго шумела — сердечушку от мила-дружка несла весточку, ах кудрявая!"...