Интересные ссылки

Верба

Уж ты, верба-вербушка!

Не стой над речушкой:

Речушка разольется,

Кореныщы вымоет,

Вершинушку высушит,

Подмочит бумажный лист.

Верба в народном представлении выражает быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие.

Литовское предание о вербе поэтически рассказывает:

В древние времена Жила в Литве Блинда -Жена, одаренная изумительным плодородием. Она роЖала детей с необычайной легкостью, даЖе из рук, ног, головы и других частей тела. Земля - самая плодовитая из матерей - позавидовала ей, и когда Блинда шла однаЖды лугом, ноги ее вдруг погрузились в болотистую топь, и Земля ее так крепко охватила, что бедная Женщина не могла двинуться с места, и тут Же обратилась в вербу.

Жила такая вера, что молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи), верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, и болезней, в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других вредоносных персонажей и местом, куда можно отсылать болезни.

У восточных славян в Юрьев день производилось хлестание вербной веткой, освященной в Вербное воскресенье, с приговором "Расти, как верба!". Затем эту ветку втыкали 

в поле, бросали в пруд или затыкали за иконы. Сербы сплетали из вербы венки в Юрьев день, "чтобы прибыль в доме росла, как верба весной". У сербов же день Сорока мучеников пастухи стегали скот Ветками вербы и кизила, говоря: " Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!", и девушки с парнями ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ее ветками, произнося такое же заклинание. В Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, чтобы на будущий год выйти замуж. Опоясывали вербным прутиком и подойник, "чтобы прибывало молоко".

У иных славян в пасхальный понедельник парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками — "помлазками", а во вторник девушки били парней. В Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы. Победителя называли королем.

Девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а парни старались ворваться в девичий круг, захватить вербу и разорвать ее на части.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, почитались оберегами от грома, грозы и бури. Русские верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь — усмиряет огненную стихию, а посаженная в поле — оберегает посевы. Ветки вербы, выброшенные во двор, могут остановить град. Кое-где во время грозы, ломали освященную вербу и сжигали ее в печке, "чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе". Жгли также освященную вербу при буре и граде. Из освященной вербы делали кресты, которые затем втыкались в пахотную землю для защиты урожая от града. Освященной вербой можно было отбиться от Водяного.

Первый выгон скота в поле и первая пахота тоже не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день, и с нею же выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

У всех славян освященная верба почиталась за целительное средство. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, "чтобы не болела спина". Белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили его при болезнях горла, желудка, лихорадке, делали примочки с вербой от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь вербе. Сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом, скрытно ото всех, шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом. Верба засыхала, лихорадка проходила. У сербов исцеление от болезни представлялось как венчание болезни с вербой: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой" . При этом на вербе ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного. Сербы вновь выученный заговор сначала произносили "на вербу", а потом уже заговаривали людей и скот. Так делалось для того, "чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба".

С другой стороны, в некоторых местах старую вербу считали проклятой, потому что она не давала плодов, и от нее не было тени в жаркий день. В нее стрелял из лука и проклял ее св. Сысой. Он метил в сатану, который в ней прятался. Поляки полагали, что верба — злое дерево: существовала легенда, повествующая о том, что из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором распяли Иисуса Христа. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По белорусским поверьям, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. До этого времени он обитает в воде, в лозе, а после Вербного воскресенья — на клене и в жите. А черти весной "отогреваются" на вербе, а после того как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, потому-то от Вербного воскресенья до Пасхи запрещалось пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти предпочитают сухую, дуплистую вербу. Бытовала поговорка: влюбился, как черт в сухую (старую) вербу.

Словаки считали, что водяной любит сидеть на самой высокой вербе и высматривать свою жертву, а болгары думали, что на вербах живут вилы.