Интересные ссылки

Горох

Горох — растение, часто используемое в обрядовой практике. Верили, что зерна гороха, стручки и ботва способствуют урожаю в поле, плодовитости скота и всеобщему процветанию в хозяйстве. Поэтому во время созревания гороха в северорусских селах устраивали праздники чествования гороха — "Горохов день". Этот праздник совпадал с праздником св. Спаса. Односельчане выходили в поле, рвали горох и с поздравлениями угощали друг друга.

У западных славян, украинцев и белорусов горох — важнейшее блюдо на Святки, причем с приготовленной из него пищей совершались разнообразные магические действия. У словаков хозяин бросал по ложке гороха в каждый угол и на потолок со словами: "Сто мер гороху, сто мер маку, сто мер пшеницы и сто мер ржи". Если к стене прилипало много горошин, это предвещало богатый урожай. Лужичане после рождественского ужина оставляли по ложке неразварен-ного гороха в углу и под столом, чтобы весь год в семье водились деньги.

У западных славян специальное блюдо из набухшего и обжаренного гороха готовилось в Великий пост. Это кушанье называлось пучалка. Его употребляли в пишу во время исполнения обряда потопления чучела Смерти. В Польше фигуру Смерти обычно делали из гороховой соломы. Участники обрядовых обходов на Святки, Масленицу, пятую неделю Великого поста также рядились в гороховую солому.

Горох играл большую роль в свадебных ритуалах. У поляков горох был основным свадебным блюдом. Участники 

свадьбы даже исполняли танец с миской гороха в руках. Чехи обсыпали им невесту и по числу застрявших в платье горошин предсказывали количество будущих детей. В русской свадьбе молодых стегали гороховыми плетями при входе в дом после венчания.

Известен сказочный сюжет о рождении богатыря по имени Покатигорошек из горохового зернышка, которое проглотила мать-царица.

Однако горох широко использовался и в черной магии. У восточных славян считалось, что положенный в повозку стручок с девятью или двенадцатью горошинами может остановить лошадей. Согласно легендам, белорусские колдуны перебрасывали через свадебный поезд стручок с двенадцатью горошинами, тем самым превращая участников свадьбы в стаю волков. Человек, съевший горох натощак, приобретал способность сглазить кого-либо. Чтобы наслать болезнь, следовало закопать горшок с горохом под дикой грушей в период убывания луны: тогда у человека будет столько чирьев, сколько горошин в горшке.

В народной медицине горох служил, в основном, для избавления от кожных заболеваний. Бородавки, лишаи, мозоли, рожу лечили, прикасаясь к пораженным местам магической силы горошиной, после этого ее бросали в печь или в колодец. Известен и такой "волшебный" рецепт: "Возьмите и убейте весной змею, разрежьте ей брюхо и, положив в брюхо три горошины, заройте в землю. Когда вырастет цвет, то сорвите его в полночь или в поддень, закатайте его, будучи в чистоте сами, в воск и положите в рот: тогда вы сможете узнавать, что у каждого человека на уме".

В поминальной обрядности горох предназначался мертвым. Его раскидывали по углам или бросали за печь для душ умерших, потому что голодные души умерших с плачем ходят по дому, где не соблюдается этот обычай. У белорусов и поляков горох, фасоль, бобы, сваренные с медом, служили ритуальной пищей в поминальные дни. В Белоруссии во время еды отворяли окна и двери, старший в семье обходил дом, глядел в сторону кладбища и призывал родителей на угощение из гороха.

Легенды связывают происхождение гороха со слезами Адама и Богородицы. Когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другому преданию, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превратились в горох.