Интересные ссылки

Черти-бесы

Что же это за существа такие — бесы и черти? Понятно, что нечистая сила. Но откуда она, эта сила, появилась? Давняя-давняя легенда так объясняет происхождение чертей, леших, домовых и водяных...

Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И скаЗал Бог да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Немало сотворил Бог3а день, и были с ним на небесах верные ангелы. Но один из ангелов восстал против Бога и пожелал устроить на небе свое царство. Тогда Бог низверг этого ангела в самую тьму кромешную, в преисподнюю, где тот стал правителем - Царем тьмы, Сатаной

Но у этого бывшего ангела оказалось множество соратников, как говорится, сонмы. Их Бог тоже низверг с небес, разжаловал в чертей Летели злые ангелы до земли сорок дней и сорок ночей Кто из них где упал, тот там и хозяином остался В реке-Водяной В доме - Ломовой В лесу - Леший На поле - Полевик Те, которые провалились под землю, в преисподнюю, стали называться чертями, бесами, дьяволами У всех волосы косматые, ноги с копытами Все хромают - и немудрено, с такой высоты летели!

Когда Бог создал на земле человека по своему образу и подобию, чертям не понравилось видеть перед собой каждый день существо, напоминающее им о Боге. Это пробуждало у них очень неприятные воспоминания. И нечистая сила яростно принялась вредить, строить козни человеку - это и стало ее главным занятием. Потому и прозвали на земле лукавых чертей - враги рода человеческого.

Существует поверье, что за душу каждого человека спорят черт и ангел-хранитель. Если добрые дела перевешивают, то ангел прогоняет черта. Но если перевешивают злые дела, то ангел удаляется с плачем. Человек попадает в ад, где черти мучают его пытают — в основном, с помощью 

огня. В аду черти проводят свое основное время. Они там отдыхают, играя в кости нечестивцев, как в дудки, пляшут, играют в карты надуши грешников. Из ада Сатана посылает чертей на Землю с различными заданиями.

С увеличением рода человеческого растет и чертово воинство, потому что злые духи умудряются совращать тех ангелов, которые появляются из душ умерших младенцев, переманивая их на свою сторону.

Пребывая на Земле, черти и чертовки (жены чертей) населяют болота, омуты, провалы, образовавшиеся на месте ушедших под землю кладов или поселений. Такие места пользуются недоброй славой: они считаются прямыми ходами в преисподнюю, в подземное царство Сатаны. Развалины древних городов слывут за чертовы логова. Скалистые гребни гор, издали похожие на руины древних замков и крепостей, иногда называют чертовыми городищами.

На берегу реки Камы есть Чертово городище — развалины древнего города Болгарского царства. По преданию, в этом городе у язычников располагался великолепный храм, который славился оракулом. Со всех сторон сюда стекались люди, желавшие узнать свое будущее. В храме обитал огромный змей, в жертву ему жрецы отдавали иноплеменников. О другом разрушенном Чертовом городище, на берегу реки Белой, рассказывали, что жителей из него изгнали множество неизвестно откуда появившихся змей.

Иногда чертовыми городищами называли курганы. Сказывают, что в пяти верстах от Пронска, что южнее Рязани, нечистая сила за одну ночь намела высокую насыпь, чтобы с ее вершины указать путь к городу его врагам. Внутри кургана есть клады, но никто не может ими воспользоваться.

Обычно нечистые места обязаны своим происхождением язычникам-первопоселенцам, древним славянским князьям, слывшим чародеями, знавшимися с чертом. По одному из преданий, сын князя Славена, кудесник Волхв, или Волховец, построился на берегу реки Мутной, названной впоследствии в его честь Волхов, и совершал из своего городка разбойничьи набеги, превращаясь в крокодила. За искусство волхования (колдовства, кудесничества) язычники сочли его богом, но говорили, что его задавили черти. Почитатели погребли чародея на берегу реки Волхов, справили роскошную тризну, а над могилой, по тогдашнему обычаю, насыпали курган. Но через три дня земля провалилась и пожрала "тело крокоделево". Образовавшаяся в этом месте яма никогда не наполнялась водой и еще долго напоминала о кудеснике.

Любимым же местом сбора чертей считались перекрестки, где эта нежить играла в бабки и билась на кулачках. Пожилые люди непременно крестились на перекрестках, и не дай Бог кому ругнуться — лихая беда может приключиться. Никогда не брали ничего на ростанях: ведь вместе с вещью можно приобрести болезнь и несчастье. Если возникала необходимость, то встречу с нечистой силой искали именно на перекрестках. Для этого брали черного кота и в полночь, не оглядываясь, шли к ростани. Верили, что здесь черти обязательно купят черного кота за большие деньги, но если оглянешься — разорвут в клочья. Во многих быличках рассказывается, как нечистая сила "манит" на перекрестках: собьет шапку, загогочет и издаст в шапку неприличный звук; или прикинется давнишним знакомым, предложит выпить, и если мужик, прежде чем выпить, перекрестится — очутится где-нибудь в Москве под мостом с обгорелой чуркой в руках или в болоте с шишкой вместо рюмки.

Давным-давно в народном сознании укоренилась мысль, что злые духи неисчислимы, и очень мало на Божьем свете таких заповедных мест, в которые они не дерзали бы проникать. Даже православные храмы не могут избежать их дерзких нашествий. Любят черти забираться и на колокольни, оттого при первых двух ударах колокола крестьяне не крестились, а с третьим ударом нечистый с колокольни падает, и можно осенить себя крестным знамением.

Верили, что эти бесплотные существа, олицетворяющие собой зло, не только наполняют безвоздушное пространство, окружающее Вселенную, не только проникают в жилища, Делая многие из них необитаемыми, но даже вселяются в людей, преследуя их беспрестанными искушениями. Насколько многочисленны эти незримые людские ненавистники, можно судить по тому, что в "Толковом словаре жи

вого великорусского языка" В. И. Даля упоминается более сорока разнообразных прозвищ черта.

От народной веры в повсеместное пребывание чертей пошло много обычаев. Обычаи эти строго соблюдались по всей славянской земле. Так, например, в деревенских избах почти невозможно было найти такие сосуды для питьевой воды, которые не были бы покрыты если не дощатой крышкой или тряпицей, то, в крайнем случае, хоть двумя лучинками, положенными крест-накрест, чтобы черт не влез.

Также среди русского простонародья нелегко найти такого рассеянного или забывчивого человека, который, зевнув, не перекрестил бы рот, чтобы святым знамением заградить туда вход нечистому духу. То же самое делали с произнесением слов "свят, свят, свят" во время грозы при каждом раскате грома, ибо черти боятся молнии и прячутся за спины людей, чтобы Господь не поразил их. Эти обычаи — столь же древние, как само христианство на Руси, но вера в темную силу восходит к еще более древним, языческим временам.

Свадьбы у чертей с чертовками бывают обыкновенно летом. Людям чертовы свадьбы казались пылевыми столбами, поднятыми вихрем. Однако, если бросить в такой столб нож или какой-нибудь другой острый предмет, то он упадет на землю, обагренный кровью нечистых. Этот столб мог навлечь на людей страшные недуги. Чтобы обезопасить себя от него, в середину столба бросали ветки или помело, которые впоследствии оказывались скрученными и изломанными. Свои свадьбы черти справляют в самое неподобающее время — например, в ночь под воскресенье. Между собой черти живут развратно и плодятся в изобилии. Чертовок довольно трудно отличить от ведьм: и те и другие — в союзе с чертями, а от их браков родится всякая нечисть: ведьмы, ведьмаки, чертенята, жабы и змеи.

Поскольку соблазнять и завлекать лукавством — прямая цель Дьявола, то любимым занятием нечисти является соблазнение женщин. Для этого они принимают вид известного этой женщине мужчины. Однако говорили, что иногда и сами черти налетают на беду и остаются в дураках: убегают от сварливых и бедовых баб опрометью, добровольно и навсегда. Дети от таких союзов бывают самые дурные: воры, уроды, покрытые шерстью, пьяницы, душегубы и безбожники.

К колдуньям и ведьмам черт приходит открыто, а не тайком, прикинувшись любимым мужем. Прилетит в полночь огненным змеем, искрами рассыплется над трубой и примет в избе тот вид, какой захочет. Черт часто внушает ведьме, какое зло она может причинить людям, какой новый грех совершить. Любят черти и жить у колдунов и колдуний, которым верно служат.